На третьем месте — Черновицкая область. В хвосте перечня — Волынская, Кировоградская и Закарпатская области. В Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и в Киеве проходят пилотные проекты реформирования медицинской отрасли, поэтому эти регионы в рейтинг не попали.
«Исследователи учитывают социально-экономическое положение, образ жизни и быта, навыки здорового образа жизни, генетическую обусловленность и деятельность медзаведений. Впрочем, не включили фактор экологии. А он имеет значительное влияние на самочувствие», — говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Игорь Шевляков, 36 лет.
СПИДом и туберкулезом, долю курильщиков, смертность от отравления алкоголем, а также количество врачей на 10 тысяч населения. Если в рейтинге МОЗ западные регионы по большей части имеют плохие показатели, то по нашему рейтингу они на первых 11 позициях. Самыми здоровыми регионами считаем Киев и Черновицкую область, а наихудшие результаты в Днепропетровской и Херсонской областях.»
Первые шаги реформирования системы здравоохранения в пилотных регионах вызвали большие жалобы пациентов. Такая реформа — одно из самых сложных заданий даже для развитых стран. Например, в зажиточной Норвегии перераспределяют ответственность за разные уровни медицинской помощи между центром и местной властью. Там около 430 муниципалитетов. Областей и районов, как у нас, нет. Реформу готовили пять лет. А у нас начали ее спешно, подготовка общества свелась к нескольким выступлениям Ирины Акимовой, первого заместителя главы Администрации президента. Об изменениях рассказывали мало. Как определяли центры госпитальных округов — непонятно.
Говорят, решения основывались на географическом положении и состоянии дорог, которыми можно добраться в центр. Пациентов поставили перед фактом: теперь вы закреплены за другой больницей.
Свежий пример: в селе Николаевка Днепропетровского района до 1 декабря 2011-го действовал круглосуточный стационар для более чем семи тысяч жителей. Этих 20 коек закрыли. Госпитализацию проводят в больницу в 60 километрах от села. Люди жалуются и пишут письма президенту, потому что обращение в министерство результатов не дало.
Нужно было сначала объездить населенные пункты, где закрывают медицинские заведения. Спросить, какие проблемы люди видят в медицинской отрасли. Для реформы такой сферы, как здравоохранение, нельзя обойтись лишь статистикой. Говорят, окружная больница должна улучшить оборудование за счет закрытых заведений. А кто-то провел исследование, достаточно ли помещений в центральной больнице, есть ли люди, готовые работать на этом оборудовании? Потому что не всегда квалифицированный врач согласится переехать на работу в центр госпитального округа. Нужны качественные исследования, опросы. Это же не налоговая реформа, когда можно в центре принять решение и обязать все регионы их выполнять.